SuP писал(а):М-м-м... Никогда навыки, приобретенные на скутере мне не мешали. Ни в лесу, ни на асфальте. Более того, искренне не вижу смысла в переключении передач на асфальте (в быту), а на грунте только КПП и сцепление в левую руку (это кивок в сторону электричек).
Получилось много текста, если интересно разобраться в вопросе – welcome!
Итак, навык - это действие, которое ты применяешь бессознательно, не обдумывая. Как формируется навык? Когда ты выполняешь раз за разом одни и те же действия для определенного результата.
Рассмотрим технику торможения о которой я упоминал.
Я опишу правильную технику торможения, которую мы изучаем, эта техника начинается не с самого торможения, а с правильного положения рук и ног на средствах управления мотоциклом - два пальца правой руки лежит на рычаге тормоза, два пальца левой на рычаге сцепления, правая нога серединой опирается на подножку, носок находится НАД педалью тормоза.
Правильная техника торможения - опускаешь носок ноги вниз, зажимая задний тормоз, одновременно закрывая открытую ручку газа правой рукой закрываешь газ и одновременно пальцами правой руки зажимаешь рычаг переднего тормоза, одновременно левой рукой зажимаешь сцепление. Все вместе синхронное торможение.
Что при этом будет происходить? Когда мы нажали задний тормоз (а нога над рычагом) – заднее колесо начинает притормаживать, создавая нагрузку на переднее колесо и вилка начинает загружаться. Как раз к этому моменту уже кисть правой руки докрутила ручку газа, сбрасывая газ и пальцы правой руки начали зажимать рычаг переднего тормоза, движение кисти и пальцев быстрое, но плавное – поэтому давление на рычаг создает равномерную нагрузку и переднее колесо быстро но плавно загружается. Отсутствие рывков при нажатии на рычаг и уже преднагрузка от заднего тормоза передней подвески понижает вероятность блока переднего колеса. Одновременно выжатое сцепление гарантирует отключение мотора, который создает дополнительную тягу вперед, заставляя мотоцикл двигаться – нам же его надо остановить! Все, мы сделали максимально эффективное торможение!
Пока я предлагаю в данный момент не вдаваться в детали на предмет "почему надо зажимать так?", "а у меня нога не надо тормозом, а сбоку!", "а мне пальцы на рычагах держать неудобно и поэтому не буду!" и так далее. Чтобы не вдаваться в долгую дискуссию примите это как есть – те, кто пройдут теоретический курс и дойдут до площадок услышат почему важно делать именно так.
Кстати – также не буду касаться вопроса езды на дорогах общего пользования и леса – разное покрытие и условия на асфальте и в грязи/траве/песчаных кучах также буду формировать свои наиболее эффективные техники управления и, соответственно, навыки. Я коснусь изначального вопроса – как навыки торможения на мотоцикле могут помешать навыкам на скутере или наоборот?
Итак, мы поняли как правильно тормозить на мотоцикле. А как тормозить на скутере? Очевидно по – другому. Ножного тормоза на скутере нет, как нет и сцепления. Мало того рычаг переднего тормоза у скутера слева а справа рычаг заднего тормоза. В идеале, чтобы добиться аналогичной реакции на скутере – надо вначале быстро зажать справа задний тормоз и плавно зажимать слева передний. Но, этому мешает:
1) Если у мотоцикла закрытие ручки газа и нажатие на ручку тормоза способствуют плавному зажатию переднего тормоза, то на скутере правой рукой это надо делать быстро! То есть отличие раз:
• на мотоцикле быстро и плавно крутим кисть правой руки и зажимаем газ, пальцами скользя по рукоятке, зажимаем передний тормоз
• на скутере – закрываем газ и рвем правую ручку, чтобы начало тормозить заднее колесо
2) Отличие два:
• у мотоцикла начинаем с того, что опускаем носок правой ноги и зажимаем задний тормоз – у скутера ногой ничего не делаем
3) Отличие три:
• у мотоцикла слева быстро зажимаем рычаг сцепления
• у скутера – наоборот – слева передний тормоз – его надо хотя и быстро, но ни в коем случае не рывком, а плавно дожимать, чтобы постепенно увеличивать нагрузку на вилку и обеспечить максимально эффективное торможение.
Итого получаем – на мотоцикле правой рукой плавные движения, ногой нажатие, левой рукой нажатие сцепления. У скутера – наоборот! – правой рукой быстрое нажатие, левой рукой плавное!
Вот и нашлись отличия.
В жизни – не верится, что кто-то трениреутся плавному нажатию левой рукой, но даже если и да, то ситуацию это только усугубляет. Скорее всего на скутере торможение выглядит как одновременное нажатие на оба рычага. Какой навык формируется, к примеру для экстренной остановки? Быстро нажать оба рычага.
Теперь представим себе ситуацию – экстренное торможение, то есть торможение не когда я вижу заранее препятствие и торможу заранее, а когда я не ожидаю, что препятствие появится, а оно уже вот – и мне некогда думать когда и какими руками что я там делаю. Ситуация такова, что мозгу нет секунд и даже долей секунд для воспоминаний правильности техник, что там куда нажимать – ситуация надо тормозить! Что сделает человек? Правильно он сделает то, как он делал много, много раз до этого, как он привык делать, и это будет неосознанным движением – а сама привычка так делать навыком!
Итак, если человек долго ездил на скутере у него сформировался навык – тормозим – быстро зажимаем оба рычага. Он едет на мотоцикле – выскакивает на дорогу ребенок во дворе, олень из леса, машина сбоку – думать некогда, вспоминать некогда!, что сделает? Правильно зажмет два рычага на мотоцикле.
К чему приведет? Если асфальт сухой, резина хорошая, затормозит только передом, а если чуток песочка, немного грязи, скользкая разметка, пятнышко масла, листья, просто мокрая дорога? – тогда мгновенный блок переднего колеса, в большинстве случаев в этих условиях это приведет к падению. В итоге сбитый ребенок или переломанные мотоцикл и кости об оленя и так далее.
Вот почему важно формировать правильные навыки для каждого из транспортных средств. Кстати, кто-то может мне сказать – ну у меня для скутера свои навыки, для мотарда и эндурки свои, для дорожника – свои. В большинстве случаев это все же не так. Конечно если летать на самолете – там одни навыки а для езды на машине – другие навыки и тут мозг человека может переключиться, а вот скутер, мотард, эндурка, мотоцикл – они очень похожи и у мозга все, что касается управления такими транспортными средствами лежит “на одной полочке”.
P.S. Описанная техника торможения – синхронное торможение – используется на малых скоростях – 40-50 км/ч. На высоких скоростях – этаже техника дополняется еще одним действием и называется уже асинхронным торможением. Тема площадки №3 – для тех, кто доживет : )