Если вопрос старения масла перевести в практическое русло: каждому важно какова будет динамика сохранения свойств выбранного им масла именно в его двигателе. Если не брать в расчет появление посторонних звуков и изменение выхлопа, без лаборатории оценка возможна только визуальная:strogan писал(а):Насчет мото и автомасла наши выводы схожи. Дальше - Нет. Имея машин с движком 4g63 не по наслышке знаю что такое температура выхлопных газов 900-950.... масло на поршнях доходит до 300... вот отсюда и вопрос. Мото и автомасло изначально считаю маркетингом.
MaxyS писал(а):Друг на zx6r меняет 300v раз в 3000, масло реально как отработка выглядит.
..чёрная кака.
Можно поэкспериментировать с методом капельной пробы.
Продолжение.
С масла по капле.
Экспресс-оценка и выбраковка моторного масла по методу Капельной пробы.
I. Назначение метода:
- Спойлер
- Методика предназначена для автолюбителей, желающих оценить в полевых условиях качество работы моторного масла по капельной пробе и принять решение о времени замены масла при достижении критических (выбраковочных) значений одного из показателей.
На рисунке - зоны капельной пробы, где:
1 - Ядро или центр капли, соответствующий первичной зоне капли до ее растекания по бумаге. Здесь оседают все тяжелые нерастворимые мех. примеси (сажи, частиц металла, пыли и грязи). Край окружности ядра обозначается как d1;
2 - Краевая зона (темное/черное кольцо), окаймляющее ядро малорастворимыми в масле органическими примесями. Кольцо отсутствует как при чистом работающем масле, так и при очень грязном масле, при этом ядро имеет ровный цвет. Край окружности краевой зоны обозначается как d;
3 – Широкое серое кольцо за ядром – зона диффузии через краевую зону масла с легкими растворенными органическими примесями. Край окружности зоны диффузии обозначается как D;
4 – Самое светлое внешнее кольцо – зона чистого масла. Присутствует на капельной пробе не всегда. В расчетах не используется.
Кольцо вокруг чистой зоны масла (на рисунке не показано) - бензин, присутствующий в масле. Бензиновое кольцо вижно на просвет, пока бензин полностью не испарится.
II. Как берется проба:
- Спойлер
- 1). Берем чистый лист офисной бумаги плотностью 80 г/м2;
2). Прогреваем двигатель до рабочей температуры;
3). Выключаем двигатель и даем стечь маслу в течение 3-5 минут после остановки;
4). Достаем щуп и, не вытирая его ветошью, дожидаемся, когда стечет ПЕРВАЯ капля на бумагу с высоты 3-5 см;
5). Бумагу кладем на не впитывающее основание – стекло, плексиглас, пластик или широкое кольцо, чтобы капля масла, растекаясь, не касалась ворсового основания под бумагой;
6). Осуществляем сушку пробы: при комнатной температуре – не менее суток, в духовке не менее часа при 100С;
7). Измеряем линейкой диаметры зон и считаем коэффициенты Кмпр и Кмд;
8). Если коэффициенты хуже, чем выбраковочные, хотя бы один, то заменяем масло в двигателе.
Порядок применения методики:
-Автолюбитель сделал капельную пробу, посчитал Кмд и Кмпр.
-Полученные значения сверил с выбраковочными значениями, провел визуальную диагностику и принял решение о замене масла или о продолжение его эксплуатации.
-Для лучшего контроля качества масла рекомендуемый интервал проб - каждые 500-1000 км пробега.
III. Считаем выбраковочные показатели:
- Спойлер
- Во всех расчетах используется средний диаметр – наибольшее и наименьшее расстояние соответствующей зоны складываем и делим пополам:
d = (dmin + dmax)/2
d1 = (d1min + d1max)/2
D = (Dmin + Dmax)/2
1). Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (способ №1):
ДС = 1 - d2/D2
Полученная величина является численным показателем моюще-диспергирующей способности работающего масла и выражается в условных единицах.
Нормальным показателем ДС считается допуск от 1 до 0,5.
При значении ДС до 0,6-0,65 усл.ед. рекомендуется более частое проведение расчетов капельной пробы масла.
Показатель ДС≤ 0,3 – считается аварийным.
2). Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла Кмд (2 способ №2 по методу Хмелевой Н.М.):
Кмд = D/d
Кмд >1,65 - браковочное значение коэффициента моюще-диспергирующих свойств масла.
При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование лаковых отложений в двигателе.
3). Коэффициент механических примесей в моторном масле Кмпр (по методу Хмелевой Н.М.):
Кмпр = d1/d
Кмпр > 0,44 - браковочное значение коэффициента механических примесей.
При дальнейшем уменьшении показателя происходит образование задиров на стенках цилиндров.
IV. Смотрим:
- Спойлер
- Шкала визуальной оценки (для бензинового двигателя):
Сравнительная таблица:
V. Примеры:
- Спойлер
- Примеры динамики старения масла и расчета выбраковочных показателей:
1. Визуальная оценка:
1). Повышенное содержание сажи, частиц металла, пыли и грязи в зоне ядра (№1-5);
2). Первые признаки старения масла (№2-6);
3). Следов воды и охлаждающей жидкости не обнаружено (№3-1);
4). Содержание топлива в масле не обнаружено (№4-1).
2. Расчеты:
d = (48,7+54,5)/2 = 51,6
d1 = (39+44)/2 = 41,5
D = (146,8+164)/2 = 155,4
ДС = 1-51,62/155,42=1-2662,56/24149,16 = 1-0,11 = 0,89
Кмд = 155,4/51,6 = 3,01
Кмпр = 41,5/51,6 = 0,8
Вывод:
Согласно визуальной оценке:
Допустимо продолжение эксплуатации масла в двигателе. Следует чаще (каждые 300-500 км) производить визуальную оценку качества масла, т.к. показатели №1-5, №2-6 на грани выбраковочных.
Согласно расчетам:
ДС = 0,89 (норма),
Кмд = 3,01 (норма),
Кмпр = 0,8 (норма).
Выбраковочные коэффициенты в пределах нормы.
Возможности по варианту взятия пробы масла через заливное отверстие - каждый решает сам, а слитую отработку при плановой замене масла по капельной пробе оценить можно. И принять для себя решение по снижению/увеличению/сохранению интервала замены.