Aerobatic писал(а):эко тя торкнуло сердешнаго
Просто прет.)
Но пока - пауза.)
fat_cat,
Aerobatic,
парни, недавно обсуждали один маяк, взялся опубликовать фоток. Заодно добавлю пару предложений, чтобы у самого не забылось.)
О маячном огне и как я ходил на маяк. Ходил именно на этот маяк (фото, естественно, мое).
А маячный фонарь (вернее - светооптический аппарат), который на фото, он - не с этого маяка. Но на нем была не менее нехилая линза, покажу ее.
Неровно дышу к маякам.)
При планировании всех своих поездок, всегда гуглю присутствие на маршруте маяков. И пока ни одного не пропустил: что - на Беломорканале, что - в Онеге, что - на Рыбачем, что - в Дербенте.) И были где-то еще.))
На НГ каникулах специально заехал в новоиспеченный "Музей маячной службы" в Кронштадте. Скромно, но на безрыбье и рак - соловей. (Фотка линзы Френеля, "стеклянной пирамиды", которая вверху, - из этого музея.) Экскурсия была поверхностной и без ответов на вопросы: "я работаю только неделю" - сообщила экскурсовод...
Загрустил я. И опосля, чтобы удовлетворить интерес, загуглил увиденное, выйдя на подробности маяков Финского залива.
Одна из огромных хитроотшлифованных блестящих маячных линз, из экспонатов музея (фото будет ниже), вывела на действующий 40-метровый морской маяк, где она ранее стояла.
В общем, хочется открытий, еще и мототоксикоз.) Собрался, доехал до берега Финского залива и пошел по льду...)
Я пошел на Задний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга.
Далее рассказ пойдет под спойлером.
Будет много теста и фотографий.
- Спойлер
- История Заднего створного маяка Морского канала Санкт-Петербурга.
1. Краткая история маячного дела Санкт-Петербурга:
Санкт-Петербургский морской торговый порт был основан Петром I почти одновременно с основанием города.
Официальным началом регулярной деятельности Петербургского порта считают 1713, когда в Неву вошло несколько иностранных кораблей с грузами. В честь этого события Петр велел выбить медаль с надписью: «Навигация в море Балтийском открыта». Пристани начали строить по обоим берегам Невы. Первая из них, Троицкая, расположилась на правом берегу, там, где и сейчас находится домик Петра (https://yandex.ru/maps/-/CCUMNUcwoD ). Вскоре появилась пристань и на левом берегу, возле нынешнего Эрмитажа. Главной же частью порта постепенно становится Стрелка Васильевского острова.
Стрелка Васильевского острова петровских времен:
Морские суда подходили к пристаням Санкт-Петербурга по естественным фарватерам Невы. Глубина на фарватерах составляла от 2,3 м до 3 м в самой глубокой части.
Во во второй половине XIX века, с развитием парового флота, фарватеры оказались мелки для крупных глубокосидящих пароходов, и грузы приходилось перегружать в Кронштадте на суда речного типа с малой осадкой. Естественно, это приводило к большой потере времени и удорожанию стоимости перевозок. Поэтому в 1874 - 1875 от внешнего рейда Кронштадта до петербургского морского порта был сооружен искусственный глубокий фарватер - Морской канал протяженностью 32 км. Открытие канала состоялось 14 мая 1885.
Для безопасного прохода судов по Морскому каналу в период летней навигации по его бровке выставлялись деревянные баканы (т.е. бакены — плавучие деревянные знаки) и береговые деревянные знаки на нефтяном газе, которые убирали с окончанием навигации.
Для обеспечения плавания судов по Морскому каналу после замерзания залива, c проводкой появившихся в конце XIX века ледоколов, потребовалось установить стационарные навигационные створные знаки, указывавшие ось фарватера для позиционирования судна по ней.
Навигационный створ:
- Спойлер
- Навигационный створ состоит из двух знаков, сооруженных на прямой линии того направления, которое обеспечивает безопасный проход судов между опасностями по искусственному каналу или естественному фарватеру. Поэтому знаки или башни, составляющие створ, называются «створными».
Прямая линия, соединяющая эти знаки и указывающая направление безопасного плавания, называется «осью створа». Створные знаки имеют неравную высоту, чтобы оба были видны друг за другом на прямой.
Когда мореплаватель идет по оси створа, он видит, что передний створный знак совпадает по вертикали с задним створным знаком. Передний знак закрывает собою задний, оставляя открытой только верхнюю часть последнего. При таком положении знаков (башен) говорят, что они находятся «в створе». Если судно сходит с оси створа вправо или влево, мореплаватель сразу замечает, что знаки створа расходятся.
Ночью мореплаватель видит не створные знаки, а огни на их вершинах. Когда огонь заднего знака находится на одной вертикальной линии с огнем переднего знака, это значит, что судно идет по оси створа. Когда мореплаватель начинает наблюдать расхождение створных огней, это означает, что судно сходит с оси створа.
1898: повление первых навигационных знаков в Санкт-Петербурге.
Первые знаки для обозначения Морского канала установили в 1898 и назывались они «Кроншлотские створные знаки», по названию форта Кроншлот (ныне - Кронштадт), южнее которого были установлены. Оба знака были деревянные:
- Передний в виде пирамиды с круглым щитом и фонарем, установленным на высоте 12,5 м (41 фут) над ординаром;
- Задний в виде пирамиды с круглым щитом и фонарем, установленным на высоте 15,0 м над ординаром.
На обеих пирамидах были установлены газовые фонари с белым постоянным огнём, светившие по створу в секторе 180°. Огни зажигали летом ночью, зимой во время прохода ледокола, а также во время ледохода. Знаки были разрушены ледоходом весной 1900.
1904:
В 1904 были построены 2 новых светящих Кроншлотских створных знака на гидротехническом основании на местах ранее существовавших. Это были стальные решетчатые пирамидальные башни со щитами прежней формы на вершине.
Огни знаков имели характеристики, время действия и высоту установки ту же, что и огни на ранее существовавших знаках.
1914: строительство капитальных Перебнего и Заднего створных маяков.
Из-за недостаточной высоты и яркости, устаревшие створные знаки было решено обновить.
Был заключен договор с датской строительной компанией «Christiani & Nielsen» («Христиани и Нильсен») на строительство передовых монолитных железобетонных створных маяков на гидротехническом основании.
Компания, созданная датчанами, инженером Рудольфом Христиани и капитаном датского Королевского флота Оге Нильсеном, уже построила Задний Кронштадтский маяк высотой 56,4 м также из монолитного железобетона.
(Монолитный железобетон в ответственных несущих башенных конструкциях в то время только начали применять в мировой практике: первыми в мире маяк из монолитного железобетона высотой 36,9 м построили в 1903 русские инженеры Пятницкий и Барышников (1877 – 1924) на косе в Днепро-Бугском лимане на Украине.)
Маяки створа Санкт-Петербургского Морского канала были построены в 1914 в северной части Ораниенбаумской (ныне Ломоносовской) отмели и действуют до сих пор.
Координаты:
- Переднего створного маяка: широта 59°58,14´N, долгота 29°46,02´E:
(Фото из сети.)
- Заднего створного маяка: долгота 59°58,55´N, широта 29°43,95´E:
(Фото из сети.)
Расстояние между маяками - 1,12 мили (2075 м).
Маяки створа Санкт-Петербургского Морского канала являются гидротехническими навигационными сооружениями морского класса.
Я пошел на Задний створный маяк (на картинке - крайний левый):
2. Конструкция Заднего створного маяка:
(Задний и Передний створные маяки морского канала Санкт-Петербурга схожи. Разница только в высоте.)
Задний створный маяк Морского канала выполнен в виде 8-гранной пирамидальной башни из монолитного железобетона:
Высота маяка от верха гидротехнического основания до верха купола фонарного сооружения составляет 41,5 м. Высота от ординара - 43,5 м. Толщина стены ствола башни в основании - 60 см, в верхней части – 15 см. Внутри ствола сделаны 5 бетонных диафрагм (перекрытий) для придания стволу прочности. Все этажи похожи друг на друга и отличаются лишь диаметром, так как маяк сужается к верхней точке.
Для подъёма в подфонарное помещение смотрителя-маячника устроена винтовая бетонная лестница. Внутренний объём башни освещается дневным светом через прямоугольные окна.
Маяк изнутри ныне:
Вид в стволе на подъем:
(Фото из сети.)
На спуск:
(Фото из сети.)
За исключением фонаря и стеллажа с резервными аккумуляторами, он абсолютно пуст внутри. В наше время маяк полностью автономен.
Ныне оба маяка светят красным проблесковым огнём: Передний створный маяк - на 12 миль, Задний - на 13 миль.
3. Чем маяк светил раньше и светит сейчас:
Маяки первоначально имели постоянные огни. Передний маяк - красный, Задний – белый.
Высота центра огня над ординаром:
- У Переднего маяка - 19,0 м;
- У Заднего маяка – 40,0 м.
В фонарных сооружениях маяков были установлены одинаковые светооптические аппараты II разряда в виде вертикальных полизональных катодиоптрических линз Френеля диаметром 1640 мм с фокусным расстоянием 700 мм, с металлическим сферическим рефлектором диаметром 600 мм с фокусным расстоянием 1060 мм.
Вот она - светооптическая линза Френеля II разряда, стоявшая на Заднем створном маяке с его "рождения":
На маяке:
(Фото из сети.)
(Фото из сети.)
(Фото из сети.)
Об изобретателе «маячной» линзы - линзы Френеля и самом изобретении:
- Спойлер
- Огюстен Жан Френель (10.05.1788 — 14.07.1827) - французский инженер и физик-самоучка, признанный величайший ученый планеты, один из создателей волновой теории света. Основное направление деятельности - физическая оптика.
В 1819 Френель был приглашен во французскую Комиссию по маякам, которая была озабочена слабым светом своих маяков. Во Франции их было 13, все освещались при помощи керосиновых ламп с отражателями-рефлекторами.
Фонарная керосиновая лампа Арганда, без стеклянной колбы (справа):
Керосиновая лампа Арганда появилась в 60-х годах 18 века. Керосин сменил используемое ранее растительное масло и стал первым специализированным источником энергии для маячных фонарей.
Лампа Арганда имела трубчатый угольный фитиль, который обеспечивал равномерное горение с круговым доступом кислорода для максимальной яркости пламени:
Только спустя несколько десятилетий, фонарная лампа Арганда вошла в бытовое освещение в виде привычной керосиновой лампы с тканевым фитилем.
Фонарщик устанавливает керосиновую лампу в маячный фонарь:
(Фото из сети.)
Лампа у него - неправильная, с тканевым фитилем, дающим биение пламени и его неравномерность, что, в свою очередь, дает неравномерное свечение линзы и недостаточный фокус.
Отражателем-рефлектором для керосиновых ламп выступала металлическая полусфера (ака параболическая антенна), изнутри посеребренная или покрытая кусочками зеркала, которая направляла свет от лампы в определенную сторону. Чтобы маяк мог осветить весь горизонт, нужно было располагать такие лампы по кругу, чаще — в несколько рядов. Часто вся конструкция еще и вращалась, чтобы создавать проблески, различимые на фоне других огней. Эти ухищрения помогали мало, моряки жаловались на бледный свет маяков, продолжая попадать в кораблекрушения.
Френель понял, что отражатели-полусферы не могут дать большое количество света, даже при увеличении их количества на маяке:
- Во-первых, они собирают лишь незначительную часть испускаемых лампой лучей;
- Во-вторых, свет от них неправильно сфокусирован.
Линза послужила бы для этих целей лучше.
Но тут встал вопрос размера и веса. Требовалась очень большая линза (несколько метров в высоту), чтобы ее фокусное расстояние было маленьким и ловило как можно больше лучей от лампы. Но в этом случае из-за толщины стекла она поглощала бы больше света, чем усиливала. И поднять такую на маяк было бы крайне сложно, а изготовить в те времена – невозможно.
Френель нашел решение:
«Если внешнюю поверхность линзы разделить на концентрические кольца и из маленькой центральной линзы и окружающих ее колец удалить всю бесполезную толщину, оставив только достаточную для прочного соединения на самых тонких краях, то лучи, параллельные оси линзы и падающие наружу, могут быть объединены в ее фокусе, если придать поверхности каждого кольца правильный наклон и кривизну».
Линза Френеля состоит не из цельного шлифованного куска стекла со сферической или иными поверхностями, как обычные линзы, а из отдельных, примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм. Эта конструкция обеспечивает малую толщину (а следовательно, и вес), даже при большом угле охвата. Сечения колец линзы Френеля таковы, что сферическая аберрация невелика, и лучи от точечного источника света, помещённого в фокусе линзы, после преломления в кольцах выходят практически параллельным пучком.
Маячные светооптические аппараты (линзы Френеля) бывают различной величины и до настоящего времени разделяются в зависимости от фокусного расстояния на шесть разрядов: I разряд — фокусное расстояние 920 мм, II разряд — 700 мм, III разряд — 500 мм, IV разряд — 250 мм, V разряд — 187,5 мм и VI разряд — 150 мм.
Маячная оптика I - IV разрядов называется большой, или классной, оптикой, V и VI разрядов — малой оптикой.
Оба, одинаковых, светооптических аппарата были изготовлены фирмой «Barbier, Benard & Turenne» в Париже.
Аппараты работали до 2013 года. Во время реконструкции, проведенной в 2013 году, их заменили на светодиодные установки, питающиеся от солнечных батарей.
Нужно отметить, что таких линз (светооптических аппаратов) было изготовлено в мире только две - именно для Переднего и Заднего сворных маяков Морского канала Санкт-Петербурга. Одна из линз - линза с Переднего створного маяка - была утрачена после демонтажа. Осталась только одна - в Музее маячной службы Кронштадта.
Видно, что только фронтальная плоская линза является сплошной. Вокруг нее - ряды призматических колец, состоящих из отдельных элементов, закрепленных в латунном каркасе на раме:
Позади линзы виден сферический рефлектор с внутренней зеркальной поверхностью. Он собирает испускаемый лампой свет и направляет его на линзу:
«Барбье, Бенар и Турен»:
- Спойлер
- Французская компания, основанная в 1862, специализировалась на производстве линз Френеля и систем освещения для маяков, самих маяков, навигационных световых знаков, систем освещения для стадионов и аэропортов, уличного освещения. С конца XIX века и до прекращения бизнеса была ведущим производителем маяков и маячных светооптических аппаратов в мире. Прекратила существование в 1982.
1914: с возведения маяков - ацетилен.
Силу света маяков через их линзы Френеля оценивали:
- У Заднего маяка - в 150 тыс. свечей и дальность видимости - 17 миль (31 км);
- У Переднего маяка - в 30 тыс. свечей и дальность видимости - 13 миль (24 км).
При одинаковых светооптических аппаратах и источниках света дальность видимости огня Переднего маяка была меньше из-за красного светофильтра.
Сектор видимости огней маяков был одинаковый - 80°.
Источником света была ацетиленовая 20-литровая горелка открытого пламени. Горелка расходовала около 20 литров ацетилена в час.
- Спойлер
- Для обеспечения работы горелок ацетиленом на каждом маяке было установлено оборудование производства фирмы AGA, Швеция:
- Проблесковые аппараты TRAD-180 (клапанный механизм подачи газа порциями через заданный промежуток времени, воспламенение которых создает проблески);
- Регуляторы давления Т-130;
- Солнечные клапаны.
На каждом маяке в нижней части башни было установлено по 12 "газоаккумуляторов" – ацетиленовых баллонов В-50 с запасом газа в 60 тыс. литров. Горелки были соединены с газоаккумуляторами металлическими газопроводами диаметром 8 мм длиной на Переднем маяке - 30 м, на Заднем маяке – 45 м.
Типовая схема маячной установки с ацетиленовым источником света: 1 — батареи газоаккумуляторов; 2 — коллекторная коробка; 3—ацетиленовый аппарат; 4—маячный фонарь:
Типовая схема сферической линзы Френеля с ацетиленовым источником света: 1 — основание; 2 — центральная остекленная часть с местом для светофильтра; 3 — сферический рефлектор; 4 — ацетиленовый аппарат; 5 — вентиляционная система; 6 — линза:
Солнечный клапан включается в схему подачи газа в целях экономии: он выключает подачу газа с наступлением рассвета и включает подачу газа с наступлением сумерек:
Принцип устройства солнечного клапана основан на превращении световой энергии в тепловую. Основной деталью клапана является расположенный в центре прибора зачерненный цилиндр 7, который давит на плечо рычага 2, помещенного в коробке основания клапана 3 и перекрывающего отверстие для пропуска газа к ацетиленовому аппарату:
С наступлением сумерек зачерненный цилиндр вследствие охлаждения сжимается, а поэтому нажатие на плечо рычага 2 ослабевает. Пружина 4 отводит рычаг от отверстия для пропускания газа, который начинает свободно проходить в проблесковый аппарат, и фонарь зажигается. С наступлением рассвета под влиянием солнечной радиации (прямой или рассеянной) затемненный цилиндр вследствие нагрева удлиняется и усиливает нажатие на плечо рычага, который, преодолевая сопротивление пружины 4, закрывает отверстие для прохода газа. Газ перестает поступать в проблесковый аппарат, и фонарь гаснет.
Маяки Морского канала с самого начала их эксплуатации действуют в автоматическом режиме.
Обслуживающие маяки специалисты прибывали на маяки только с целью выполнения регламентных работ, а также замены пустых газоаккумуляторов.
В 1934 году при замере вертикальности башни Заднего маяка был обнаружен крен около 12´. В 1936 году были выполнены работы по укреплению основания маяка.
Войну и блокаду створные маяки выстояли, не получив серьёзных повреждений. 26 июня 1945 маяки возобновили работу. Огонь Переднего маяка остался красным, но стал частопроблесковым – 60 проблесков в минуту при прежней дальности видимости 12 миль – 22 км. Огонь Заднего маяка остался белым, но стал также проблесковым – 15 проблесков в минуту. 18 апреля 1946 было объявлено о восстановлении работы маяков с традиционными постоянными огнями.
1962: перевод на электричество.
В 1962 оба маяка были переведены с ацетилена на электропитание от батарей «Знак». На маяках установили электролампы марки ММ12-23 12В 23Вт.
В 1970 была закончена прокладка подводных электрокабелей с берега Кронштадта:
- К Переднему маяку длиной 1640 м;
- К Заднему маяку длиной 1382 м.
Маяки были переведены на электропитание от береговой электросети. В маячных аппаратах установили электролампы марки ММ 32-250 32В 250Вт.
Лампа ММ 32-250 в аппарате автоматической замены перегоревшей лампы на фоне сферического отражателя-рефлектора:
(Фото из сети.)
Передний маяк стал светить белым проблесковым огнём: свет 0,5 сек + тёмн. 1,5 сек – период 2 сек – 30 проблесков в минуту. Задний маяк стал светить красным проблесковым огнём: свет 2 сек + тёмн. 1 сек – период 3 сек – 20 проблесков в минуту.
После 1979 Задний маяк стал светить белым постоянным огнём.
Маяки сохранили прежнюю дальность видимости 12 миль – 22 км.
Кабели были проложены в акватории с весьма активным судоходством при небольших глубинах. Поэтому они часто и надолго выходили из строя. На маяках установили резервные аппараты с электропитанием от батарей «Знак»:
1993: перевод маяка на автономный энергетический генератор.
Маяки перевели на электропитание от более надёжных автономных источников – от радиоизотопных термоэлектрических генераторов:
- В 1986 Передний маяк – от установки ИЭУ-2М;
- В 1993 Задний маяк - от установок БЭТА-М.
Радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ):
- Спойлер
- РИТЭГ (радиоизотопный термоэлектрический генератор) — радиоизотопный источник электроэнергии, использующий тепловую энергию, выделяющуюся при естественном распаде радиоактивных изотопов и преобразующий её в электроэнергию с помощью термоэлектрогенератора.
По сравнению с ядерными реакторами, использующими цепную реакцию, РИТЭГ и значительно меньше, и конструктивно проще. Выходная мощность РИТЭГа невелика (до нескольких сотен ватт) при небольшом КПД. Зато в них нет движущихся частей и они не требуют обслуживания на протяжении всего срока службы, который может исчисляться десятилетиями.
РИТЭГи применимы как источники энергии для автономных систем, удалённых от традиционных источников электроснабжения и нуждающихся в нескольких десятках-сотнях ватт при очень длительном времени работы, слишком долгом для топливных элементов или аккумуляторов.
РИТЭГи являются основным источником электропитания на космических аппаратах. На Земле применялись в навигационных маяках, радиомаяках, метеостанциях и подобном оборудовании, установленном в местности, где по техническим или экономическим причинам нет возможности воспользоваться другими источниками электропитания.
Бэта-М:
- Спойлер
- Бэта-М - советский радиоизотопный термоэлектрический генератор для применения в маяках.
Содержит ядро, состоящее из стронция-90, с периодом полураспада 28,79 года. Генератор способен вырабатывать 10 ватт электроэнергии, что почти достаточно для питания компактной люминесцентной лампы с светоотдачей, эквивалентной лампе 60 Вт. Генератор содержит радиоизотоп стронций-90 с тепловой мощностью 250Вт и 1,480 ТБк радиоактивности.
Демонтаж Бэта-М в 2013:
(Фото из сети.)
(Фото из сети.)
В 1993 была произведена смена характеристик огней маяков. Передний маяк стал светить белым частопроблесковым огнём – 50 или 60 проблесков в минуту при дальности видимости 12 миль – 22 км. Задний маяк стал светить белым длительно проблесковым огнём: свет 2 сек + тёмн. 4 сек – период 6 сек – 10 проблесков в минуту при дальности видимости 13 миль – 24 км.
После наводнения 29 сентября 1975, когда уровень воды в Ленинграде поднялся на 281 см выше ординара, была произведена модернизация оснований и оградительных сооружений маяков.
2013: пенсия для светооптических аппаратов маяков.
В 2013 линзы на маяках заменили на светодиодные аппараты ФЭН-90М, которые питаются от солнечных батарей, расположенных снаружи.
В подфонарном помещении смотрителя-маячника размещены резервные аккумуляторы.
Скучное и грустное зрелище:
(Нижний - резервный.) (Фото из сети.)
(Фото из сети.)
(Фото из сети.)
Резервные аккумуляторы:
(Фото из сети.)
Ссылка на производителя ФЭН-90М: http://www.780zavod.ru/product/nav_devices/lamps/12/?photo=1
Ныне оба маяка светят красным проблесковым огнём: Передний створный маяк - на 12 миль, Задний - на 13 миль.
Поход.
Так почему пошел на Задний створный маяк?
- Второй по высоте маяк Кронштадта. Более того, стоИт в море.) Красиво!
- На него можно попасть - это зимой по льду и он не отрезан ледокольными фарватерами. (Кронштадский морской рейд функционирует круглогодично, движение судов обеспечивается ледоколами.)
- На него совсем недавно можно было свободно подняться. (На двери маяка периодически срывается замок, маяк не охраняется.)
А вдруг дверь открыта?
Вдруг на фонаре ведутся работы?
И удастся подняться наверх?
Вид сверху-то - феноменален:
(Фотографии из сети.)
И это - помимо возможности потрогать все.))
Особенности и ограничения по движению:
- Добраться пешком до Заднего створного маяка можно только зимой по льду и со стороны КАД. Со стороны Кронштадта маяк отрезан пробитым ледоколами судоходным фарватером.
- Около 2,5 км одиночества (в один конец) по ледяной пустыне.)
Фотографии:
Береговые 50 метров кишат рыбаками. Такого их количества никогда не видел:))
Ловят корюшку:
После того, как прошел последнего рыбака, стало немного не по себе.))
Танкер стоит на якоре по правому краю фарватера. Не понятно, будет ли он идти дальше или в зимней спячке:
Фотка метров с 80 дистанции, ближе подходить не стал, т.к. под ногами начались колотые льдины - ну, нафиг.))
А впереди - 2+ км пути.))
Лед преимущественно ровный, периодически с трещинами и небольшими торосами. Лед накрыт жестким снежным настом сантиметров в 10, с периодическими голыми проплешинами. Прям прозрачного, голубого льда, с видимой водой под ним, как на красивых фотографиях, нет.)
Фотографий снежной пустыни делать не стал - что на них смотреть.)
Вот и маяк на горизонте:
Все ближе и ближе:
Немного заминусил, увидев перед маяком поверхность другого качества:
(Следы на фотографиях - мои. Панорамы маяка делал на обратном пути.)
На первый взгляд, создается впечатление, что вокруг маяка проходит ледокол, чтобы его отрезать от всяких пешеходных дебилов. И что эти несколько десятков метров - либо запорошенная водная гладь, либо новоиспеченный лед после прохода ледокола. Решив, что измененные течение и роза ветров вокруг основания маяка создают подобный эффект при формировании льда, пошел дальше. (Преодолев эти сомнительные метры бегом, подобно Усэйну Болту.)))
Виды с бетонного основания маяка:
Сам маяк:
(Замок ковыряли до меня.)
В общем, на маяк я не поднялся.
Ну, и, самое главное - нет сэлфи, значит не был:
Вот и сказочке конец.
Я ху..ю против ветра на оху.....ном ведре.