Сказка о таинственном контррулении. Часть 1. Рождение мифов

Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Аватара
Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Репутация: 75
Сообщения: 763
С нами: 3 года 7 месяцев
Мотоцикл:

Сообщение #1 Диполь » 10.07.2015, 00:10

Все мы понемногу увлекаемся психологией и умеем рассказывать интересные истории так, чтобы они надолго оставались в памяти слушателей. Вы спросите, какая тут связь с контррулением? Пока никакой. Но открою вам секрет: если интересная история важна многим и долго сохраняет свою актуальность, то она превращается в миф.

Происходит это очень просто.

Сначала появляется человек, который реально что-то знает. Может он сам это что-то открыл, или лично увидел, но он действительно знает. Потом у него появляется желание поделиться своим знанием с другими. А чтобы они запомнили его историю, он, как говорят психологи, добавляет туда мнемонические якоря. Иногда это делается осознанно, иногда интуитивно, - не важно. Важно то, что для того чтобы историю запомнили, в нее нужно добавить что-то эдакое – сенсацию, парадокс, гиперболу. Чтобы слушатель сказал «круто!» и изумился услышанному.
Потом слушатель делится услышанной историей с другими, те с третьими и т.д. При этом каждый четко передает другим изумивший его мнемонический «якорь», но упускает или искажает дополнительные детали. И в конце концов остается только запоминающийся парадокс, слегка приправленный комментариями, не имеющими ничего общего с исходной логикой.
Так рождается миф или догмат веры.

Но на этом история не заканчивается. Рано или поздно появляется человек, который хочет проверить истинность этого догмата. И он начинает ставить эксперименты буквально воспроизводя содержание мифа и не учитывая все утерянные нюансы исходного знания. И естественно эксперимент проваливается. Догмат веры оказывается несостоятельным. Так возникают разрушители мифов.
Однако, что делать, если миф, объясняющий какое-то явление разрушен, а явление реально существует? История повторяется и создается новый миф. И это может продолжаться бесконечно…


… Сейчас мы используем для передвижения огромный набор разнообразных транспортных средств. Тут и автомобили, и мотоциклы, и велосипеды, и поезда, и еще невесть что. Но мало кто задумывался о том, что в этом списке последними появились именно мотоциклы. Автомобили были раньше. Более того, даже велосипеды появились после автомобилей. Впрочем, это вполне логично. Человечество, привыкшее ездить на 4-х колесах и на лошадях, сначала заменило лошадей в повозке и сделало автомобиль. Потом на смену лошади в верховой езде пришел велосипед. И только после этого, объединив велосипед и автомобиль, человек создал мотоцикл.
Однако, во всей этой истории самым важным для нас является то, что все названные устройства научились поворачивать с помощью специального механизма – рулевого управления.

С автомобилем все было просто – поверни колесо в сторону и твой автомобиль поедет туда, куда ты повернул колесо. В первых автомобилях использовался прямой привод колеса – т.е. что-то похожее на руль велосипеда, где угол поворота рулевого рычага и угол поворота колеса совпадают. Аналогичный механизм вполне естественно возник и на велосипедах. Вначале система была реверсной с одним рычагом управления – поворачиваешь рулевой рычаг влево, а колесо и экипаж поворачивают вправо. Но потом появился «рогатый» руль, который нужно было крутить двумя руками. Он сохранял «правильную» логику, более удобную и понятную для восприятия – куда повернул руль, туда повернулось и колесо, туда же поехал и весь экипаж.
Так появилось первое правило руления:
Поворот экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол.

Конечно же, даже в те давние времена на экипажи и их седоков в повороте действовали те же силы, что и в современных мотоциклах. Но скорости были маленькие и поэтому возникающие в повороте силы были небольшими. И никто не обращал внимания на эти силы и даже не упоминал их при описании техники руления.
Но мы с вами не можем пройти мимо этих сил. Точнее, речь идет об одной силе – центробежной. Для автомобиля, устойчиво стоящего на 4-х колесах, она вообще не важна. А вот для двухколесного велосипеда важна. При повороте центробежная сила легко опрокидывает двухколесный экипаж. И чтобы этого не произошло, центробежную силу нужно как-то компенсировать, смещая центр тяжести системы в сторону поворота. Но т.к. центробежная сила мала, да и вес велосипеда по сравнению с весом седока не так велик, компенсация легко достигалась небольшим наклоном тела в сторону поворота.
Так появилось второе правило руления:
Поворот двухколесного экипажа осуществляется путем поворота руля и управляемого колеса в желаемую сторону на нужный угол с одновременным наклоном тела к центру поворота.

Впрочем, такой небольшой наклон осуществлялся инстинктивно, поэтому обращать на него особое внимание не было необходимости. И второе правило руления осталось незамеченным.
А потом появился мотоцикл. Он имел большую скорость и большую массу, поэтому центробежная сила в повороте оказывалась значительной, а небольшого инстинктивного наклона тела было недостаточно для ее компенсации.
Тогда-то второе правило руления и было вытащено из пыльных кладовых человеческого знания. Но к этому моменту все уже привыкли, что при повороте важен только угол поворота руля и колеса. Все остальное происходит автоматически. И вот, чтобы привлечь внимание к особенностям управления мотоциклом, второе правило руления стало формулироваться в виде парадокса:
Если обычный экипаж можно повернуть с помощью руля, то поворот мотоцикла нельзя осуществить простым поворотом руля в нужную сторону. Нужно еще наклонить мотоцикл в сторону поворота для сохранения равновесия.
А потом по мере передачи этого знания между людьми уточнения насчет роли наклона и использования руля были забыты и остался голый парадокс:
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.

Потом были придуманы другие способы управления. В частности, контрруление, о котором мы поговорим позднее. Там тоже все было не очень просто и при передаче знания возникли искажения – суть метода была перепутана с техническим приемом, позволяющим его реализовать. В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это толкание руля в сторону, противоположную желаемому повороту или даже просто любое приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.

А потом в строгом соответствии с законами развития мифов появились люди, которые захотели проверить – а действительно ли мотоцикл поворачивается весом (смещением центра тяжести). Эти люди не знали первую часть второго правила руления насчет работы рулем, или забыли о ней и воспроизвели только сам миф – отобрали у пилота доступ к рулю и заставили его поворачивать только переносом веса. И конечно ничего путного из этого не вышло. Вписаться в поворот не удавалось. Возник новый парадокс – мы видим, что весом повернуть не удается, но когда руки на руле, поворот получается. И при этом мы помним, что поворотом руля в сторону поворота мотоцикл не управляется, а вот таинственным контррулением с толканием руля от поворота управляется.
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.

А как же рулится мотоцикл на самом деле?
Об этом мы поговорим во второй части истории.

Продолжение следует.

Часть 1. Рождение мифов
Часть 2. Переходный процесс
Часть 3. Зерно сомнения.
Часть 4. Виды руления.
Часть 5. Промежуточный итог
Последний раз редактировалось Диполь 10.07.2015, 10:39, всего редактировалось 2 раза.
Настоящий второй номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Центнер M
Инструктор
Инструктор
Аватара
Центнер M
Инструктор
Инструктор
Возраст: 36
Репутация: 24
Сообщения: 353
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Иван
Мотоцикл: CBR600F4i
Откуда: МО Королев

Сообщение #2 Центнер » 10.07.2015, 09:03

Многабукафф. Не читал - но осуждаю ))))
Шутка конечно.
прочитал с большим интересом.
Только вот сиди теперь и жди, когда же продолжение рассказа последует :grin: интересно же, чем дело кончится :roll:
Я не шаман, но в бубен дам! )))

nektoSubZero M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
nektoSubZero M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 40
Репутация: 7
Сообщения: 157
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Николай
Мотоцикл: Предположительно FZ

Сообщение #3 nektoSubZero » 10.07.2015, 09:04

Диполь писал(а):В результате родилось ошибочное представление: контрруление – это толкание руля в сторону противоположную повороту.
Теперь я окончательно запутался...
Давно известно, что управлять государством могут все, кроме тех, кто сейчас находится у власти. ©

Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Аватара
Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Репутация: 75
Сообщения: 763
С нами: 3 года 7 месяцев
Мотоцикл:

Сообщение #4 Диполь » 10.07.2015, 09:08

nektoSubZero писал(а):Теперь я окончательно запутался.
Пожалуй, сейчас чуточку исправлю.

Добавлено спустя 4 минуты 48 секунд:
Хотя можно было и оставить как есть. Потому что это тоже ошибочное понимание контрруления.
А насчет того, что запутался - скоро будет раскрытие тайны..)))
Настоящий второй номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

Центнер M
Инструктор
Инструктор
Аватара
Центнер M
Инструктор
Инструктор
Возраст: 36
Репутация: 24
Сообщения: 353
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Иван
Мотоцикл: CBR600F4i
Откуда: МО Королев

Сообщение #5 Центнер » 10.07.2015, 09:17

nektoSubZero писал(а):[post]3905[/post]
Диполь писал(а):В результате родилось ошибочное представление: контрруление – это толкание руля в сторону противоположную повороту.
Теперь я окончательно запутался...
Я тоже на это внимание обратил, но решил дождаться полной версии рассказа, а потом уже спрашивать и рассуждать :wink:
Я не шаман, но в бубен дам! )))

nektoSubZero M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
nektoSubZero M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 40
Репутация: 7
Сообщения: 157
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Николай
Мотоцикл: Предположительно FZ

Сообщение #6 nektoSubZero » 10.07.2015, 09:19

Диполь писал(а):скоро будет раскрытие тайны..)))
До этого ждал только завершения ремонта в ванной и "Звездные войны 7", теперь еще сказку про контрруление. :grin:

Добавлено спустя 7 минут 7 секунд:
Центнер писал(а):но решил дождаться
последнее время терпеливостью не отличаюсь ))
Давно известно, что управлять государством могут все, кроме тех, кто сейчас находится у власти. ©

Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Аватара
Michael13 M
Учебка-2014
Учебка-2014
Возраст: 30
Репутация: 35
Сообщения: 476
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Михаил
Мотоцикл: F4i => Triumph Tiger 800 XCx
Откуда: Таганрог
Сайт YouTube ВКонтакте

Сообщение #7 Michael13 » 10.07.2015, 11:48

В результате родилось ошибочное представление, что контрруление – это <...> любое приложение к рулю усилия, направленного в противоположную повороту сторону.
Я тоже теперь запутался :???:

Ждем продолжения.

vic1970 M
Инструктор
Инструктор
vic1970 M
Инструктор
Инструктор
Возраст: 48
Репутация: 33
Сообщения: 596
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Виктор
Мотоцикл: Желтая гусяндра

Сообщение #8 vic1970 » 10.07.2015, 18:47

И здесь тоже поднимем, а то потеряется

Добавлено спустя 1 минуту 30 секунд:
Вообще, раздел не тот. учебные материалы - более подходит. перенести бы надо

Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Аватара
Graf_in M
Учебка-2015
Учебка-2015
Возраст: 34
Репутация: 27
Сообщения: 573
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Артем
Мотоцикл: kawasaki hayabusa

Сообщение #9 Graf_in » 13.07.2015, 09:46

Диполь писал(а):<...>
Мотоцикл поворачивается не рулем, а весом (т.е. переносом центра тяжести).
Так родился первый миф об управлении мотоциклом.
<...>
Так родился второй миф об управлении мотоциклом:
Мотоцикл управляется только контррулением. И если вы этого не понимаете, то значит вы просто выполняете его неосознанно.
<...>
не удержался в пятницу и решил попробовать поэксперементировать с гироскопом.
гугление на предмет симулятора механического гироскопа никаких результатов не принесло, потому было принято решение экперементировать с реальным гироскопом. т.к. я по природе своей ленив и стремлюсь к перфекционизму, колхозить не хотелось - в субботу сгонял в магазин и привез заводское изделие китайского гироскопостроения. штука презабавнейшая, но не понравилось 2 вещи: отсутствие подшипников качения и маленькая масса маховика.
так вот наигравшись с ним для меня стало ясно две вещи:
- я готов спорить за состоятельность второго мифа.
конечно, утверждать, что в повороте участвует только контрруление - в корне не верно. конечно, в смене курса двухколесной техники участвует много других явлений, но инициировать поворот эффективнее всего можно только контррулением. также как и эффективный перенос центра тяжести системы "пилот+мотоцикл", необходимый для поворота, выполняется контррулением.
- понял, как на чопперах на низкой скорости переднее колесо подламывается в сторону поворота. вообще, очень интересный эффект, который возникает при медленном вращении маховика гироскопа и наклоне относительно вектора силы притяжения нашей планеты.

Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Аватара
Диполь M
Автор темы, Организатор
Организатор
Репутация: 75
Сообщения: 763
С нами: 3 года 7 месяцев
Мотоцикл:

Сообщение #10 Диполь » 17.07.2015, 11:14

Ключевая фраза - "...инициировать поворот ЭФФЕКТИВНЕЕ ВСЕГО...".
Именно об этом и идет речь.
Инициировать поворот можно разными техниками, но эффективнее всего - с помощью КР.
Поэтому, когда человек инициирует поворот другим способом, но считает, что использует КР, он лишает себя возможности повернуть еще более эффективно. И в какой-то неожиданной ситуации это может стоить ему жизни.

Т.е. человек рулит как попало. Настоящее кр не отрабатывал. Ощущения потери равновесия не испытывал и инстинктивно его боится. Но при этом гнет пальцы "я использую кр" и насмехается над теми, кто пытается объяснить - "что тут усложнять, и так все понятно".
Понятно, что такой человек никогда не будет ни пытаться понять разницу между различными рулениями, ни пытаться понять, какой же способ использует он сам, ни освоить более эффективные способы, если окажется, что он их не использует.
И естественно, он может благополучно избежать проблем. Но у того, кто задкмался, разобрался и освоил, шансов избежать проблем больше.
Настоящий второй номер - это девушка, которая всегда прикрывает твою спину в прямом и переносном смысле

quoter
quoter
Репутация: 10
Сообщения: 96
С нами: 5 месяцев 2 дня
Имя: Константин
Мотоцикл: Хочу Диверсию!

Сообщение #11 quoter » 19.07.2018, 09:06

Самое понятное объяснение КР, хорошо бы эту тему закрепить наверху, а в первых постах вставить ссылки на следующий пост.

Djen
Учебка-2018
Учебка-2018
Djen
Учебка-2018
Учебка-2018
Репутация: 8
Сообщения: 21
С нами: 9 месяцев 9 дней
Имя: Денис
Мотоцикл: диверсия

Сообщение #12 Djen » 24.07.2018, 11:59

а почему нет продолжения первого поста??? :sad:

Тема с кр самая востребованная. Павел, если найдете время - будет очень интересно почитать продолжение.

Спасибо.

MaxyS M
Аватара
MaxyS M
Возраст: 34
Репутация: 121
Сообщения: 2344
С нами: 3 года 7 месяцев
Имя: Макс
Мотоцикл: zx6r + te250 + st 400 enduro
Откуда: Москва
Сайт

Сообщение #13 MaxyS » 24.07.2018, 14:08

quoter писал(а):в первых постах вставить ссылки на следующий пост
Сделал.

Добавлено спустя 3 минуты 31 секунду:
Djen писал(а):а почему нет продолжения первого поста???
Часть 1. Рождение мифов
Часть 2. Переходный процесс
Часть 3. Зерно сомнения.
Часть 4. Виды руления.
Часть 5. Промежуточный итог
Учись ездить, а не гонять!


Вернуться в «Статьи»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость